Советы психолога

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам

Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.

Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.

Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).

Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время “отключились”, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

 

 

свернуть

Как успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам

Экзамены... Вступительные, выпускные. Экзаменуемый с како­го-то момента времени начинает готовиться изо всех сил. Что это означает? Бесконечное корпение над учебниками, беспорядочное повторение, другими словами, зубрежка, попытка прочесть все мак­симальное количество раз и много еще чего такого, что очень часто вызывает слезу умиления у родителей по поводу старательности и трудолюбия их чад.

Прекрасно, если это приносит свои плоды в виде хороших оценок, поступления в учебное заведение и т.д.

Иногда бывает хуже... От волнения забыл ответ на самый простой вопрос. При ответе наговорил явно не то и не совсем по теме, и тому подобное.

Если вы последуете достаточно простым советам, которые вы уз­наете из сегодняшнего занятия, то ваши шансы на хорошую оценку возрастут неимоверно. А навыки работы с информацией дадут вам замечательные возможности для профессионального роста.

Ты хочешь более успешно вести себя во время экзамена? Ты хо­чешь достойно выглядеть перед экзаменатором? Ты хочешь сделать все от тебя зависящее? Следующие советы помогут тебе в этом...

Место для занятий:

  • удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т.п.;
  • убери лишние вещи;
  • психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают ин­теллектуальную активность.

 

Составь план:

определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузи утренние или вечерние часы;

в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня бу­дешь изучать.

 

Работа:

  • не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа;
  • помни: твоязадача не вызубрить, а понять;
  • составляй планы и схемы, причем обязательно делай это на бумаге;
  • чередуй работу и отдых;
  • хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен;
  • полезно повторять материал по вопросам;
  • ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом;
  • выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова;
  • за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуа­цию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комис­сию, свой ответ.

Накануне экзамена:

  • если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувства­ми, переживаниями, «страшными мыслями», так, как бы ты хотел, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена;
  • оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
  • если ты очень боишься, попробуй прием, называемый «дове­дением до абсурда»: представь себе все самые страшные, немысли­мые подробности и ужасающие последствия; такое предельное уси­ление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;

Во время экзамена:

  • подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза;
  • если есть возможность, прикрепи листок с ответом к листу с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что ты дал себе труд написать план ответа заранее и что у тебя методический склад ума;
  • взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопро­са, который для тебя легче; 
  • напиши примерный план ответа, составь список всех нюан­сов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь факты;
  • пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтет это в свой актив, если твою работу будет легко читать;
  • удостоверься, что в готовом ответе есть вступление, основ­ная часть и заключение.

Что делать, если...

  • ...если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по ко­торому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать все, что когда-либо слышал по этому поводу.

В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мыс­ли, и ты, возможно, вспомнишь что-нибудь из пройденного в классе;

...вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменато­ру, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно, лучше играть по правилам;

...на полуслове ты забыл, о чем говорить. Прежде всего, не «теряй голову». Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль;

...тебя не слушают. Не воспринимай это на свой счет, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил;

...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого. Ни в коем случае не показывай, что ты ра­зозлился. Самое эффективное - сохрани чувство собственного до­стоинства и с достоинством держись;

...ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и все;

...ты ошибся. Если ты знаешь, как исправить ошибку, сделай это. Но если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без ис­правления;

...тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчиты­вал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экза­менов воспользуйся правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

 

свернуть

Как справиться с экзаменационным стрессом?

Главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания.

Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).

Есть у стрессового состояния и четкие симптомы:

– это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.

Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.

Однако контролировать свои эмоции учащиеся вполне в состоянии

Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.

Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета – вдох, на три – выдох.

Некоторые учащиеся перед экзаменом проявляют свое чувство страха несколько утрированно: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!»

Тем самым они провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче.

Другое дело, что на некоторых людей «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно.

Внимание! Если сильный мандраж возникает за несколько дней или даже недель до экзамена, имеет смысл подготовить свою нервную систему к предстоящему испытанию с помощью легких успокоительных препаратов растительного происхождения.

Но ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.

-лишен достаточной мотивации для достижения успеха – до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека.

- не сможет как следует сосредоточиться.

Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением.

-привычка одеваться во все новое, вкладывать в обувь монетки и сидеть вечером накануне экзамена на учебнике – не что иное, как способ настроиться на экзамен и убедить себя в том, что все будет хорошо.

Предлагаем вам познакомиться с самыми ходовыми приметами и «колдовскими действиями», которые помогают даже самым отпетым «ботаникам» вытаскивать лучше всего выученный билет и успешно проходить экзаменационный марафон!

Перед выходом к строгим преподавателям прошептать заклинание – «Халява, приди!». А в ожидании вердикта – «Халява, не подведи!». Согласитесь, все это не что иное, как ребячество.

– Есть не менее проверенный поколениями способ – идти на экзамен в той же одежде, в которой уже однажды что-либо удачно сдал. Примета также предписывает не стирать одежду, в которой вы удачно сходили на свидание или пережили какой-нибудь другой счастливый момент в своей жизни... Некоторые наиболее продвинутые знатоки ученического фольклора утверждают, что накануне экзамена нельзя мыться... Впрочем, если жара достала, ополоснуться еще можно, но вот голову мыть ни-ни! Вдруг с трудом впихнутые в нее формулы, определения и правила утекут вместе с остатками шампуня!

– Родственники и друзья тоже могут помочь вам (если только они верят в приметы): чтобы вам сопутствовало везение на экзамене нужно держать кулаки плотно сжатыми все время, пока вы краснеете или бледнеете под пытливыми взглядами экзаменаторов. Еще лучше сопровождать держание кулаков разнообразными кошмарными ругательствами в ваш адрес. Исключая, правда, слово «дурак».

Смехом тоже можно «ударить» по стрессу

Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: Ничего не знаю! Ничего не помню!

Но все не так страшно: существуют правила, следуя которым, вы преодолеете стресс

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

Готовясь к экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет. Есть замечательная русская поговорка: «Не думай о беде, чтоб не накликать».

В-третьих, кроме слов мы хотим предложить Вам еще и дело – психологическую технику «Созидающая визуализация».

Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.

Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:

а) представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь Ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.

б) Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится Ваш ответ.

в) Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).

Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз.

г) у Вашей визуализации должен быть «хэппи энд»: Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.

В-четвертых, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!» Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика не заведет – помните об этом!

После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

Чтобы нормализовать и даже улучшить свое физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам предлагаем  упражнения, которые  занимают всего по 5-10 минут.

Во-первых, это дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать свое функциональное состояние.

Для занятий на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц; затем, по мере освоения этими упражнениями, можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным – следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут, чтобы полностью сосредоточиться на дыхании – для этого рекомендуется рассматривать этот процесс, как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» – на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует школьников и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения: «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки, нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки...» произносится на вдохе, а вторая «...мягкие и теплые» – на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением: потока теплого воздуха, выходящего из легких и «льющегося» по рукам.

Во-вторых, можно использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы самовнушения:

  •  «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»
  • «Моя память работает хорошо. Я все помню»
  • «Я ощущая бодрость и уверенность в себе»
  • «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо... оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

Кислородное голодание – одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Не секрет, что занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.

В заключении, несколько общих советов, как справиться с экзаменационным стрессом:

  1. Правильно организуйте свои занятия. Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2-З часа вы с гарантией перестанете понимать, что читаете. Поэтому обязательно чередуйте работу с отдыхом. И не забывайте награждать себя за большую работу маленькими радостями жизни.
  2. Как следует питайтесь. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей! Не стоит есть слишком калорийные или острые блюда. Не налегайте на спиртное (а то в самый ответственный момент не вспомните, что читали) и отложите все вечеринки на «после экзаменов». Имеет смысл и несколько недель попить витамины.
  3. Жизненно необходим полноценный сон. Иногда во время экзаменов начинается бессонница. Положите себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном вам помогут спокойная, негромкая музыка, легкий «перекусон» или стакан молока, теплая ванна.
  4. Не слоняйтесь без дела. Займите себя чем-нибудь, когда готовитесь к экзамену Это не оставит вам времени на пустые страхи. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это – отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. Активно пользуйтесь им.
  5. Хольте и лелейте себя. Это необходимо, чтобы подкрепить уверенность в свою силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить себе, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
  6. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно.
  7. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
  8. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
  9. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно закончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
  10. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.

Небольшой финальный совет:

Никогда не сравнивайте себя ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это контрпродуктивно, потому что вы – это вы, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Может быть вы иногда и расстраиваете своих родителей, но, как правило, родители бывают довольны, если видят, что вы сделали все, что было в ваших силах. Не взваливайте на себя непосильную кладь – делайте то, что вы можете!

 

свернуть