Схемы и памятки

Памятка руководителю МО по изучению опыта работы

  1. Предварительная работа с соответствующей литературой.
  2. Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с руководством, руководителем методического объединения, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов работы, знакомство с материалами профессионального портфолио (при его наличии);
  3. Посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом. Определение его научно-методической основы, стиля работы.
  4. Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих коллег и учащихся; отношение учащихся к изучаемому предмету, методам и приемам воспитания.
  5. Проведение контрольных работ, индивидуальных бесед с учащимися с целью определения уровня и знаний по предмету, изучение уровня воспитанности учащихся по результатам анкетирования, социальной активности школьников.
  6. Изучение внеурочной, внеклассной деятельности педагога: участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, организация факультативных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью школьников, оказание учащимся дополнительных образовательных услуг и др., способы рационализации данных направлений деятельности.
  7. Наличие авторской педагогической продукции, ее качество: авторский проект, авторская дидактическая система, система личностно-профессионального развития, методические рекомендации, учебно-методические пособия, статьи из опыта работы и др.
  8. Ознакомление с материалами выступлений из опыта работы педагога на внешкольных педагогических мероприятиях: научно-практических, практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях.
  9. Использование идей, опыта работы данного педагога.
  10. Руководство профессиональным развитием членов педагогического коллектива (руководство работой методического объединения, школой молодого учителя, проведение мастер-класса, наставничество и др.).
  11. Привлечение педагога к анализу и описанию опыта своей работы.
  12. Определение формы обобщения и описания опыта.

 

 

 

свернуть

Памятка в помощь педагогу «Как обобщать свой опыт»

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактический инструментарий, сочинения учащихся, и вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
  3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе свои коллег. Определите тему, которую вы считаете наиболее нужной и важной, постарайтесь конкретно ее сформулировать.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты: привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы), сопровождая их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план (3-4 вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые использованы вами как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
  6. Работая над текстом, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, «лирически отступлений».
  7. Оценивайте критически свой опыт, не забывайте рассказывать о своих трудностях, недостатка, ошибках. Главный критерий – результаты.
  8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, список литературы и т.д.).
  9. Помните, что, обобщая свой опыт, вы выполняете важную общественно-профессиональную обязанность, способствуя дальнейшему улучшению воспитания и образования учащихся.

Материалы самообобщения могут служить основой для обобщения работы педагога.

В деятельности учреждений образования наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или  показ технологий, методик, методов, примеров, способов работы педагога: представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, мастер-класс и др.

На методическом уровне обобщения опыта, который считается наиболее продуктивным, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок.

«Передается мысль, выделенная из опыта, а не сам опыт». (К.Д.Ушинский)

свернуть